Описания фантастических рас и существ

Эльфы

В тот час, когда Варда, Леди Небес, зажгла яркие звезды над Средиземьем, Дети Эру проснулись у Моря (позже это место стали называть "Водами Пробуждения"). И называли они себя Квонди- Те, Кто Говорит…

И когда они пришли в бытие, первым, что они увидели, был свет новых Звезд. Поэтому так случилось, что эльфы больше всего на свете любят звездный свет и из всех Валар больше поклоняются Варде, которую они зовут Элентари- Царица Звезд. Этот свет проник в глаза эльфов в минуту пробуждения, проник в них, чтобы там навсегда остаться. Эру, Тот, кого рожденные на Земле зовут Илуватаром, создал справедливейшую и мудрейшую расу из когда-либо сущесвовавших. И сказал Илуватар, что эльфы будут обладать красотой и творить красоту большую, чем другие земные существа. И что будет им дано величайшее счастье и величайшее горе. Они будут бессмертны и будут жить пока живет Земля. Они не будут знать болезней и хворей, но их тела будут сродни Земле в своем строении и их можно будет уничтожить. Их возможно сразить огнем или мечом на поле брани, они могут быть убиты и даже умереть от своего горя. По величине они будут похожи на людей, которых пока только предстоит создать, но Эльфы будут духом и телом сильнее людей и они не будут стареть и слабеть с годами, они будут лишь становится умнее и справедливее. Несмотря на то, что Эльфы по стану и мощи намного уступают Божественным Валар, они разделяют природу тех сил в большей степени, чем второрожденные, чем Люди. Эльфы всегда шагают в свете, напоминающим отблеск луны на самом горизонте. Их волосы похожи на золотые нити, или тканное серебро, или на блестящий черный янтарь. И осыпаны звездным мерцанем их волосы, глаза, шелковые одежды и украшенные драгоценными камнями руки. Свет всегда на их лицах и их голоса нежны и гладки, как поверхность воды. Из исскуств эльфов нельзя превзойти в поэзии и песнопении. Эльфы были первыми жителями Земли, которые могли разговаривать и петь. И справедиво нарекли они себя Квонди- Говорящие. Во во время Первой Звездной Эпохи, после падения Утумно и победы над Мелкором Великим Врагом, Валар позвали Эльфов в Вечноживущие Земли Запада. В те далекие времена не существовало еще Солнца и Луны и только звезды освещали Средиземье, и Валар хотели защитить Эльфов от тьмы и таящегося зла, которые оставил Мелкор. Валар желали, чтобы этот Справедливый Народ жил вместе с ними в Бесконечном Свете священных Деревьев Валар в Валиноре. В Вечноживущих Землях, которые лежат за великими морями Запада, Валар создали Элдамар, "дом эльфов", и было предсказано, что в этом месте Эльфы построят города с куполами из чистого серебра, золотыми улицами и хрустальными лестницами. Земли эти будут богаты фруктами и злаками, и Эльфы будут жить счастливо и не зная нужды. Берега Элдамар усыпаны алмазами, опалами, и бледными кристаллами, из которых Эльфы булут создавать чудесные вещи. Это был первый раз, когда Эльфов разделили, так как не все захотели покинуть Средиземье и вступить в Бесконечный Свет Вечноживущих Земель. Прильщенные обещаниями Валар многие Эльфы покинули Средиземье. Они стали звать себя Элдар- Люди Звезд. Но дугие остались и их нарекли Авари- Нежелающие. Они были так же как и их родственники, Элдар, бессмертны, но их количество было намного меньше. Они оставались в восточных землях, у Вод Пробуждения, где сила Мелкора была наибольшей, и число Авари уменьшалось. Элдар также называли Великими Странниками, потому что многие годы они шли на запад по непроходимым местам Средиземья, чтобы добраться до Великого Моря. Среди этих Эльфов были три рода: Ваньяр (Vanyar),которым правил Ингве, королем Нолдора (Noldor) бы Финве, и Тэлери (Teleri) привел Ильве. Первые два рода (Ваньяр и Нолдор) достигли вод Великого Моря гораздо раньше Тэлери, и Ульмо, Властитель Вод, пришел к ним и провел их на остров, похожий на громадный корабль. Затем он перенес два народа в Вечноживущие Земли, в Элдамар, место, котоое для эльфов приготовили Валар.

Судьба Тэлери была иной- их род разделился. Поскольку род Тэлери был самым многочисленным их продвижение к Великому Морю было самым медленным. Многие отказались продолжить путешествие и вернулись. Среди таких были Нандор, Лаквонди (Laquendi), Синдар и Фаладрим (Falathrim). Ильве Высший Король тоже остался в Средиземье. Но большинство из рода Тэлери продолжили путь на запад, сделав Ольвэ, брата Ильве, своим королем. И они дошли до Великого Моря. Там они дожидались Ульмо, котоый, наконец-то, перенес их в Элдамар. Большинство Элдар пришли в Вечноживущие Земли в дни Бесконечного Света, когда Деревья Валар освещали все земли. В эти вемена эльфы обретали мудрость и мощь, недоступные для жителей Земель Смертных. Их наставниками были Валар и Майар, которые дали им тайные знания. Рода Ваньяр и Нолдор построили великий гоод Тирион на холме, а Тэлери возвели на берегу Гавань Лебедй. В те времена, которые называют Мирным Временем Арды и Временем Заключения Мелкора, Элдар росли душой и телом, как плоды Великих Деревьев. Они создавали безумно красивые вещи, никто не мог их превзойти. Их изделия так и не смогли повторить после Смерти Света. В Средиземье род Синдар (этот род прозвали Серыми Эльфами) с помощью учений Майар становились мудрее и сильнее, и наконец в Смертных Землях им не стало равных. В лесах Дориата было создано заколдованное королевство, величайшее королевство всех Элдар, котоые так и не увидели Великих Древ. С помощью Гномов Голубых Гор Синдар построили Менегрот (Menegroth), могучий город. Его называли Тысячей Пещер,поскольку город этот был под горой. Тем не менее город был похож на лес, увешанный золотыми лампадами. В его галлереях можно было услышать и птичью песнь и звук падающих капель воды. В средиземье не было более прекрасного города. То была Великая Эпоха Элдар, как в Валиноре, так и в Средиземье. Но с освобождением Мелкора от оков мирному времени пришел конец. Все поверили в то, что Мелкор раскаялся в своих делах, он много помогает и Валар и Элдар. Но Мелкор капля за каплей вносил раздор в их земли. Однако мощь Элдар все росла, и в это время Феанор из рода Нолдор сотворил вещь, именуемую величайшим творением Эльфов Арды. Феанор создал Сильмариллы, три драгоценных камня, похожих на бриллианты, которые излучали живой свет. Свет этот и жил отчасти сам по себе и отчасти состоял из света Великих Древ Валар. В это время принесли плоды ложь и обман Мелкора и были война и горе. С огромным паукообразным чудовищем, Унголиантом, Мелкор пришел в Валинор и уничтожил Деревья, и Свет навсегда ушел из Вечноживущих Земель… Во время долго длившейся ночи Мелкор украл Сильмариллы и вместе с Унголиантом бежал в Ангабанд, свое темное пристанище. Феанор поклялся отомстить и против Воли Валар связал клятвой и Нолдор. Они преследовали Мелкора до самого Средиземья. Для этого они захватили корабли Тэлери и убили своих братьев. Ужасное проклятье легло на род Нолдор. Это был первый случай братоубийства у Эльфов. Используя корабли Тэлери часть Нолдор, возглавленная Финве пересекла Великое Море, другая часть, под предводительством Финголфина, (Fingolfin) проявила великое мужество, осмелившись пройти через Леденую пустыню, пешком. В "Сильмариллионе" (Quenta Silmarillion) сказано, что так началась Война за Камни (War of Jewels), которая привела к падению и гибели родов Нолдор и Синдар в землях Белерианда в Средиземье, ведь Нолдор вели с Мелкором войну всю Первую Эпоху.

Мелкора они прозвали Морготом, Темным Врагом Мира. Война была ужасна и принесла много горя, и появлялись и рушились могучие города и королевства, и мало кто выжил из тех Элдар, что были в Средиземье. Наконец, Элдар в союзе с Валар победили Моргота. Но в той войне был уничтожен Белерианд и на его месте плескались морские волны… В месте с Белериандом навеки исчезли и многие эльфийские королевства и города. Не стало Менегрота (Menegroth), Нарготронда (Nargothrond), и Гондолина (Gondolin). Лишь Линдон, малая часть Оссирианда (Ossiriand) перенесла потоп. Там в первые годы Второй Эпохи оставалось последнее королевство Элдар. Большинство Элдар, которые выжили вернулись на кораблях Тэлери в бухту Элдамара. Там они построили гавань Аваллон. В этой гаване они возвели высокую башню, свет которой освещал Темные Моря. Те из Второрожденных (Людей), которые помогали Элдар в войне с Великим Врагом, поселились на острове посреди Великого Моря. Назвали они своё королевство Нуменор. Не много известно о том, что было после Войны Гнева с теми Элдар, что жили в Вечноживущих Землях. Мы знаем лишь, что даже после исчезновения Великих Деревьев, Средиземье, даже во времена его расцвета, нельзя было сравнить с Элдамаром. Элдар становились все мудрее на Благословенных Берегах, но никто не венрнулся, чтобы рассказать об этом. Но некотрое время часть Элдар еще оставалсь в Средиземье, поскольку их дело не было завершено. Среди оставшихся был Гил-Гэлэд, последний из Великих Королей Элдар в Средиземье. Его царствование длиось столько же, колько сама Вторая Эпоха и его королевство Линдон дожило до Четвертой Эпохи. Мир царил во время Второй Эпохи. Эльфы опять стали процветать. Трандуил создал свое королевство в Зеленолесье (Greenwood), Селеборн и Галадриэль правили в Лориэне, Золотом Лесу. В то время могучей Элдарской колонией был Эрегион, который Люди прозвали Холлин (Hollin). Туда отправлись многие из рода Нолдор. Этих Эльфов потом стали называть Эльфами-кузнецами. И именно к ним в ложном обличии явился Саурон, Майа, прислужник Моргота. Селебримбор (Celebrimbor), величайший кузнец Средиземья, внук Феанора (того самого, что сделал Силмариллы) жил в Холлине. Благодаря его знаниям и мастерству были изготовлены Кольца Власти, и из-за них и Кольца Всевластья, которое выковал сам Саурон, между Эльфами и Сауроном началась бесконечная война, Война Саурона. Она продолжалась как в этой Эпохе, так и в последующей. Битвы этой войны были ужасны. Селебримор пал и вместе с ним погибли его земли. Гил-Гэлэд послал Элронда и многих других великих воинов Линдона на помощь Эрегиону. Те Эльфы, что пережили падение Эрегиона ушли в Имладрис (который в Третью эпоху называли Раздолом (Rivendell)). Там они укрылись от ужаса войны. Своим королем они избрали Элронда полу-эльфа. В одиночку Эльфы не могли сломить Саурона, пока у него было Кольцо Всевластья, но их союзники, Нуменорцы, к тому времени обрели великую мощь на западе. Огромный флот приплыл из Нуменора и Саурона изгнали из западной части Средиземья. Прошло время, и они приплыли снова и покинули Средиземье уже с закованным в цепи Сауроном. Но коварство Саурона было велико. Изменой и предательством он добился того, чего ему никогда не дала бы война. Нуменорцы были обмануты Сауроном и их постигла великая катастрофа. Нуменор поглотило Море, и лишь немногие из расы Людей выжили. Мир изменился еще и потому, что в это время Валинор и Элдамар были вынесены за круги мира. И попасть туда из Средиземья можно было лишь на эльфийских кораблях, котрые ходили по Прямому Пути, соединяющему мир Средиземья с Вечноживущими Землями. И по-прежнему не было покончено с Сауроном, который ускользнул во время гибели Нуменора и вернулся в свое царство- в Мордор. И был создан Последний Союз, союз Людей и Эльфов. Они пошли новой войной на Саурона, Властелина Колец. Им удалось победить Мордор и разрушить Барад-Дур-великую твердыню Саурона. Они забрали у Саурона и Кольцо Всевластья. А сам Саурон со своими прислужниками сбежал. Но в битве пал и Гил-Гэлэд, последний Великий Король Эльфов в Седиземье, погибли и храбрейше из Нуменорцев. И снова настал мир, и многие Элдар уплыли на Запад из Серых Гаваней. Но некотоые Элдар остались и смотрели как Средиземьем постепенно завладевает раса Людей. В Третью эпоху от могущества Элдар осталась лишь незаметная тень. Линдон не исчез, но жил своей жизнью, не обращая внимания на раздоры в Средиземье. Королем Эльфов был избран Кэрдан (Cirdan) из Серых Гаваней. К востоку от Голубых Гор Эльфы оставались лишь в Лориэне, Золотом лесу, в Раздоле и в Зеленолесье, которое стало называться теперь Лихолесьем (Mirkwood). Все эти Эльфийские твердыни были скрыты и сами Эльфы держались подальше от Людей. Но Властелин Колец снова вернулся в Мордор и разослал по Средиземью Назгулов, своих подручных. Эльфы и потомки Нуменорцев вновь бились с Сауроном. Войну ту назвали Войной за Кольцо. В этой войне кольцо было уничтожено, вместе с ним сгинули и Назгулы и Саурон, Мордор пал. Однако, в Кольце была и сила Эльфов, поэтому их слава с исчезновением Кольца померкла. Те, кто надевал Кольцо, были позваны в Валинор. Во время Четвертой Эпохи, эпохи власти Людей, последние из Элдар уплыли в Благословенные Земли. На последнем корабле Средиземье навеки покинул и Кэрдан.

И вот теперь этот народ, Народ Звезд, навсегда ушел в тот мир, который недоступен для Смертных и который остался лишь в сказках и мечтах.

Валар

В переводе с квенийского "высшие силы". Валар в хрониках Арды называют тех айнуров, которые в незапамятные времена покинули Чертоги Илуватара и спустились в Эа. В Арде валар облеклись в плоть и разделились, согласно своей сути, на мужчин и женщин(разумеется, применительно к валар такие понятия, как "плоть", "мужчина", "женщина", весьма условны). Всего валар насчитывается четырнадцать; пятнадцатый, Мелькор, был изгнан из числа валар. Все валар равны перед Илуватаром, однако у них есть владыки - Аратары, которых восемь: это Манвэ и Варда, Ульмо, Йаванна, Ауле, Мандом, Ниэнна и Оромэ. Спустившись в Эа, валар, если можно так выразиться, разделили между собой обязанности. Манвэ - повелитель Арды и властелин воздуха; Ульмо- владыка вод; Мандос правит Палатами Мертвых и помнит все, что происходит в мире; Ирмо - господин сновидений; Тулкас - воин; Оромэ - охотник. Валы же, подруги валаров-мужчин таковы: Варда - владычица звезд; Йаванна - хранительница всего живого; Вайрэ ткет полотно судеб; Эстэ - целительница; Ниэнна - наставница в терпении и надежде; Несса - плясунья; Вана дарит юность и веселье. Первоначально валар, спустившись в Эа, обитали в Средиземье - именно там они
воздвигли свои Светильники. А после того, как светильники пали, валары переселились в Аман и уже в Амане воздвигли горную цепь Пелоров, основали Валинор и вырастили два Древа. Позднее они же создали солнце и луну.
На протяжении тысячелетий валар опекали Детей Илуватара - сначала только эльфов, Перворожденных, а потом и людей. Поскольку Дети были созданы в Третьей теме Музыки Айнуров, а эта тема была темой самого Илуватара и айнур не имели к ней отношения, валар не могли постич устремлений тех, кого опекали. И потому с годами они всё меньше вмешивались в людские и эльфийские дела, разве что
приходили на помощь(или, наоборот, устранялись) в те моменты, когда решалась судьба столь ими любимой Арды. Так они помогали аданам и эльдарам одолеть Мелькора в Войне Гнева; они - опекуны Арда - позволили Илуватару уничтожить Нуменор; а около 1000 года Третьей эпохи послали в Средиземье пятерых истари, с помощью которых Свободные Народы победили Саурона. С тех пор они более ничем
себя не проявляли. Валар пришли в мир, чтобы воплотить видение Илуватара. Они действовали в меру собственного разумения - так, как каждый из них понял и воспринял Музыку Айнуров. Вряд ли стоит обвинять из в том, что они бросили мир на произвол судьбы, в конце Второй эпохи удалив Аман за круги мироздания. Это был поистине
мудрейший шаг; ведь иначе Дети Илуватара никогда не обрели бы подлинной свободы. Валар совершили самое главное - претворили Видение в явь, остальное же, по большому счету, было не их делом.
И последнее: некоторые люди упорно называют валаров богами. Но они - вовсе не боги, а "всего лишь" демиурги, мастеровые, выполняющие чужую волю; и поклоняться им как богам - значит расписываться в своем невежестве, оскорбительном для Илуватара Единого."

Энты

Во время Войны за Кольцо странные древесные гиганты пришли на битву с Орками и Людьми Изенгарда. Полу-люди, полу-деревья, Энты (в некоторых переводах властелина их называют Онтами) были огромного роста (14 футов), а самые стаые Энты жили в Средиземье в течение девяти Эпох. 
Королем Энтов был Фангорн, которого в простонаодье называли Древобородом. Он был еще огромнее, чем другие Энты, и он был самый древний из них. На дуб или бук был похож его ствол, покрытый грубой корой, его руки-ветви были гладкими, и на руках у него было по семь пальцев.
Голова Древоборода (а шеи у него почти не было) была такая же высокая и толстая как его ствол. Его карие глаза были большие и очень мудрые, и иногда казалось, что они вспыхивают зеленым цветом. Его растрепанная серая борода напоминала сноп соломы и веток. Он был сделан, как и простые деревья, из обычных древесных волокон, но он отнюдь не был неуклюжим. Ходил он на своих негнущихся ногах очень быстро, при этом его ступни при каждом шаге как-будто пускали в землю корни. Эльфийские легенды говоят, что когда Варда зажгла Звезды и пробудились Эльфы, вместе с ними побудились и Энты в Великих Лесах. Они пришли из дум Йаваны, Королевы Земли, и были пастухами ее деревьев. Они оказались хорошими пастухами и стражами. Гнев их был страшен настолько, что они могли крошить камни и сталь своими руками. Естественно, из-за этого их очень страшились, но Энты были не только сильны, но еще и очень добры и мудры. Они любили деревья и Эльфов и охраняли их от зла. Им доставляло удовольствие изучать разные языки, даже щебетание Людей. Но самым дорогим для них языком был тот, что он придумали сами, и который кроме самих Энтов никто так и не смог постичь. Речь лилась неторопливо из их древесных ртов и была похожа на бесконечный шум волн накатывающихся на неизвестные берега. Время для Энтов текло очень медленно и большую его часть они размышляли, и затем выражали свои думы словами, так же невозмутимо и спокойно, как следуют один за другим сезоны в году. Иногда все Энты собирались вместе и устраивали Собрания, но большую часть жизни они проводили в одиночестве, каждый Энт жил в своем Доме среди огромного леса. Часто таким Домом становилась каменная пещера, изобилующая родниковой водой и окруженная прекрасными деревьями. В таких местах Энты завтракали и обедали, причем твердую пищу Энты не ели, а питались лишь жидкостью, которую хранили в огомных каменных кувшинах. Напиток Энтов светился зеленым или золотым цветом. В своих же Домах Энты отдыхали, находя приятным стоять в кристальной прохладе, исходящей от водопада, целую ночь. Так вот проживали Энты свои, почти бесконечные, жизни, и многие расы поцветали и приходили в упадок, ничуть не тревожа этим величия Энтов. 
Несмотря на то, что жизнь Энтов почти бесконечно долгая, они стали вымирающей расой. Их число и так никогда не было велико, многие погибли от мечей и огня, а замена стареющим Энтам не подрастала. К тому же обширные леса Эриадора, где раньше странствовали многие Энты, были сожжены до тла или вырублены, так что Энты теперь оставались только в Старом Лесу, граничащим с Графством, и в лесу Древоборода. После Войны за Кольцо Энты сново зажили мирно в своем лесу, но их число продолжало сокращаться и считается, что Четвертая Эпоха стала для Энтов последней. 

Хоббиты

В истории говорится, что когда яркий свет Солнца залил этот Мир пробудилась раса Людей. Примерно в то же время пробудилась на Востоке и раса "Половинчиков", которые, вроде бы, были дальними родичами людей, но они были еще меньше, чем Гномы, и продолжительность их жизни составляла около ста лет. Ничего не известно о расе Хоббитов вплоть до 1050 года Третьей Эпохи, когда впервые появились сведения о том, что в северной Долине Андуина между Мглистыми Горами и Зеленолесьем вместе с Северянами проживает еще какой-то странный народец. В том веке в Зеленолесье поселилось зло, и место это стали называть Лихолесьем. Возможно именно это послужило причиной тому, что Хоббиты были вынуждены уйти из Долины Великой Реки. В последующие столетия Хоббиты мигрировали на запад, через Мглистые Горы, в Эриадор, где они встретили Людей и Эльфов, и нашли плодородные земли. Все Хоббиты, и мужчины и женщины, обладали некоторыми особенностями. Ростом они все были от четырех до шести футов, у них были длинные пальцы и радостное выражение лица. Волосы у них были, приемущественно коричневые и кудрявые. Ступни ног их были несоразмерно велики, и обуви они не насили. Хоббиты были скромным и консервативным народом и обо всем судили в соответствии со своей тихой деревенской жизнью. Все необычное Хоббиты отвергали с порога, приключения и тому подобные вещи не одобрялись и считались неблагоразумными. Пределом в этом отношении для Хоббитов было облачение в яркое платье и шестикратный прием пищи. Единственной их странностью было искусство курить трубку, которое они считали своим вкладом в мировую культуру. Говорится, что было три рода Хоббитов: Харфуты (the Harfoots), Фоллохайды (the Fallohides), и Стурсы (the Stoors). Род Харфутов был самым многочисленным и его представители были самыми низкорослыми. Волосы и кожа у них были орехового цвета. Они любили холмистую местность и часто общались с Гномами. Харфуты первыми дерзнули пересечь Мглистые Горы и вступить в Эриадор. Примерно век спустя, в 1150 году Третьей Эпохи, их примеру последовали и Фоллохайды. Они пришли в Эриадор через земли Раздола. Фоллохайды были самым малочисленным коленом. Они были более высокого роста, менее внушительной комплекции, и более склонны ко всякого рода приключениям. Волосы их и кожа были светлыми, и они предпочитали лесистые земли и компанию Эльфов. Земледелию они предпочитали охоту, и в них гораздо больше, чем в других Хоббитах проявлялась склонность к лидерству. Стурсы же вступили в земли Эриадора последними. Это колено было самым мужеподобным. Стурсы были гораздо больших размеров, чем их родственники, и, что самое удивительное, у некоторых из них даже отрастали бороды. Раньше, в Долине Андуина, Стурсы жили южнее своих собратьев. Теперь же, в Эриадоре, они выбрали для себя плоскую местность. Стурсы были хорошими плавцами, увлекались искусством гребли и любили рыбачить. Из всех Хоббитов Стурсы были единственными, носившими обувь. В летописях сказано, что мигрировать на запад Стурсы начали лишь после 1300 года, причем мелкие поселения Стурсов оставались в Долине Великой Реки в течение еще двенадцати веков. Большая часть Хоббитов Эриадора продвинулась к Людским землям неподалеку от города Бри (Bree). В 1601 году большинство Хоббитов из города Бри вновь мигрировали на запад, за реку Брендивин (Брендидиум). Там они основали Графство (the Shire), это место позже стали считать родиной Хоббитов. Свое летоисчисление Хоббиты ведут от этой даты. От природы Хоббиты были очень миролюбивы, и им посчастливилось открыть земли, которые были и мирными и плодородными. Не считая Великой Чумы 1636 года, от которой пострадали все народы Эриадора, жизнь Хоббитов была мирной и спокойной вплоть до 2747 года, когда в Графстве произошла первая вооруженная стычка. Это был небольшой набег Орков, который Хоббиты, весьма преувеличенно, назвали Битвой на Зеленых Полях. Первым знаменитым всему миру Хоббитом стал Бильбо Бэггинс из Хоббитании, которого уговорили сыграть самую важную роль в Путешествии в Эрибор волшебник Гэндальф и Законный Король Гномов Торин Оукеншильд. Об этом приключении рассказано в первой части Красной Книги. 
Теперь Хоббитов осталось совсем мало, но в течение многих веков Четвертой Эпохи они были самым уважаемым и благополучным народом Средиземья, причиной чему, послужили, конечно, великие дела их соотечественников.

Орки (военная направленность)

Орки - главная ударная Саурона. Их вооружение состояло из: одноручного меча, кинжала (оба в ножнах), короткого широколезвийного копья (пилумы). Орки также имели большие щиты, крепвшиеся на петлях на руке. Защитное же вооружение орков состояло из кольчуги, на которую надевался ламеллярный панцирь или металлическая кираса, шлема и подкованных железом ботинок. Наименьшая тактическая единица у орков - взвод или полурота (40 человек), далее возможна ротная структура в 90-120 человек. Тактика орков, как явствует из описаний битв, сводилась к следующему: в атаке орки первоначально расстреливали противников из луков, затем бросались в атаку с метательными копьями, а, пустив их, переходили в рукопашную с мечом и кинжалом, прикрываясь щитами. Иными словами, они были не линейной, а тяжелой штурмовой пехотой; в обороне орки выстраивались концентрическими кругами и отстреливались из луков.

Люди (военная направленность)

Гондор: 
Войска Гондора всегда славились своей пехотой. Практически не встречается упоминание о массовом применении конных отрядов (пожалуй, единственное исключение - войска Имрахиля, князя Дол-Амрота: "За ним следовал отряд рыцарей в полном вооружении на серых конях"). Покольку имеется упоминание о полном вооружении, можно предположить, что эти рыцари имели полный кавалерийский доспех (либо полный латный, либо вида кольчуга-поножи-наручи-оплечья-глухой шлем (возможно, что кольчуга заменялась либо бахтерцом, либо усиливалась кирасой или зерцалом, также возможен дополнительный ламеллярный панцирь). Эти воины должны были избирать видом боя рыцарские поединки, ибо в связи с малым количеством конных воинов маловероятна разработка специальной стратегии для удара конницы "монолитом", то есть аналогично немецкой "свинье", когда тяжевооружённый рыцарский кулак таранным ударом взламывает первую линию обороны противника, а потом в разлом боевой линии выплёскивается из середины рыцарского строя пехота. Из провинции Лоссарнах пришли бойцы с "огромными боевыми топорами". Здесь, вероятно, имеется в виду датский боевой топор или что-то из близкородственных ему видов. Такое вооружение означает только одно: воины сражались в рассыпном строю, так как действовать этим оружием в строю просто невозможно. Здесь также упоминается "полное вооружение", но здесь предпочтение, вероятно, отдавалось защите "кольчуга с зерцалом" или бахтерцу. Из Мортонда пришли пять сотен лучников. Поскольку нет никаких упоминаний о их вооружении, представляется возможным предположить их вооружение состоящим из лука, кинжала, кожаного или стёганого доспеха (вряд ли кольчуга столь необходима для лучника), открытого шлема. Тактика их действий была, по-видимому, следующей: войска выстраивались или линией, или прямоугольными "баталиями", где стрелки могли занимать либо места во втором ряду, ведя огонь через промежутки первого ряда, либо растягиваться цепью за основной линией, либо просто занимать господствующие высоты. Кавалерия, при необходимости могла или поддерживать основные силы, или оставаться в резерве, чтобы во время битвы зайти в тыл противника. Правда, при таком построении не очень понятно, где действовали бойцы Лоссарнаха, ибо в строю работать двуручным топором невозможно, возможно, они действовали на флангах, совершая фланговые охваты втянувшихся в бой войск противника. Итак, мы видим, что Гондор по своему воинскому делу находился на уровне несколько выше, чем средневековая Европа, ибо гондорские вассалы передавали всю полноту власти Наместнику, в отличие от вассалов Европы, когда король командовал армией лишь номинально, а реально каждый рыцарь командовал своим отрядом так, как ему подсказывало чутьё и услышанные в штабе планы.
Рохан:
Рохан - страна, принадлежащая народу воинов. Поскольку страна представляет собой сплошные степи, разумно предположить за конными войсками особую роль. Так и есть. Прерогатива остаётся за кавалерийскими соединениями. Здесь нет закованной в сталь тяжеловооружённой конницы, но имеется средней тяжести защитное вооружение. Основной защитный доспех - кольчуга без всяких усилений, латные рукавицы, лёгкий шлем, поножи (как необходимый атрибут защиты всадника), возможно, наручи. Вооружение роханцев было следующим: длинное копьё, одноручный меч, лук со стрелами, щит - наиболее вероятна форма, повторяющая рыцарский треугольный щит середины XIII века. Пехоту Рохан не тренировал, имея лишь лёгкие соединения для поддержки кавалерии и гарнизонные соединения. Соответственно этому развивалась и тактика: роханская конница предпочитала наступательный бой, сначала расстреливая противника из луков, потом следовал удар копьями накоротке, и только после этого начиналась кавалерийская рубка.