Вечная сказка
Фантазия — естественная деятельность человеческого разума (Д.Р.Р.Толкин)
Как отдельный вид литературы жанр фэнтези начал формироваться на рубеже XIX — XX вв. Главные источники жанра -- французская "фейная" сказка, скандинавский и кельтский фольклор. Среди предтеч - Хорас Уолпол, Уильям Моррис, Дж.Б.Кэйбелл, Э.Блэквуд. Наиболее же значительной фигурой раннего периода является британский аристократ лорд Эдвард Дансени, автор сборника "Боги Пеганы", положившего начало циклу о волшебном мире, с собственной тщательно проработанной мифологией, основанной на ирландском эпосе.
Отцами-основателями фэнтези считаются две группы авторов, которых по их происхождению можно разделить на американскую и британскую школы.
Американскую группу составляют Роберт Ирвин Говард, Кларк Эштон Смит и Говард Филипп Лавкрафт. Самой значительной фигурой из них, безусловно, является Р.Говард. Создав образ знаменитого воителя, бесстрашного Конана-варвара, Говард стал основателем особого направления, т.н. героической фэнтези или фантастики "меча и волшебства" ("sword & sorcery"). Славу и популярность Говарду принесли произведения, посвященные вымышленной истории миров, смутные сведения о которых дошли до нас только в виде легенд. Атлантида, Лемурия, Му, Киммерия, Гиперборея — существовали ли эти цивилизации в действительности? Этого нам, пожалуй, никогда не узнать. Но, погрузившись в книги Р.Говарда, мы чувствуем своеобразную, завораживающую магию этих миров. Говард написал несколько циклов рассказов и повестей — о последнем атланте короле Кулле, о вожде пиктов Бране Мак Морне, о лихом кельтском пирате Кормаке Мак Арте, об английском авантюристе Соломоне Кане. Но один его герой, Конан-киммериец, стал подлинным идолом огромной армии поклонников в разных частях света. Впрочем, когда в 1936 г., Р.Говард, находясь в состоянии глубочайшей депрессии, вызванной смертью горячо любимой им матери, покончил с собой, ничто не предвещало его литературного долголетия. После смерти он был быстро забыт.
Его второе рождение произошло в начале 50-х годов, благодаря деятельности замечательного американского писателя Лайонелла Спрэг Де Кампа. В 1951 году в руки Де Кампа (увлекавшегося в свое время приключениями Конана) попала часть архива Говарда, и он, обнаружив недописанную повесть о Конане, переработал ее, дописал и два года спустя она была напечатана как бы "в соавторстве" под названием "Драгоценности Траникоса". Это история так увлекла Де Кампа, что он, проведя активную розыскную работу, раскопал еще несколько неоконченных вещей Говарда, каких-то черновых набросков и заметок. Кроме того, набив руку, он как в одиночестве, так и совместно со своими друзьями, Бьерном Нибергом и Лином Картером, написал ряд стилизованных под Говарда произведений — около двух десятков романов, повестей и рассказов. Книги привлекли внимание, ибо положение на издательском рынке, где фэнтези долгое время считалось чтивом для подростков, в корне изменилось после успеха "Властелина Колец" Д.Толкина (особенно в начале 60-х, после появления массового издания этой книги в бумажной обложке, разошедшегося многомиллионным тиражом). Теперь выходили десятки фэнтезийных книг и читатели требовали еще и еще. На волне успеха были переизданы оригинальные произведения Говарда. И... сложилась весьма редкая в литературе ситуация, когда герой, созданный фантазией одного писателя, перекочевал в книги других авторов. В настоящий момент издано более 100 романов и повестей о Конане, авторами которых являются десятки американских, английских, канадских, а в последнее время и восточноевропейских писателей. Другой "основоположник" К. Э. Смит написал не так много — несколько десятков рассказов, посвященных Атлантиде, Зотику, Аверони и другим таинственным мирам. По свидетельству критиков, Смит был наиболее талантливым из "отцов-основателей" американской фэнтези по своему литературному дарованию, его произведения отличали сочный метафорический язык, но он довольно быстро отошел от беллетристики, бросив писать. Г. Лавкрафт опирался в своем творчестве на мрачноватые фантазии Эдгара По. Герои Лавкрафта вступают в беспощадную борьбу с ужасными порождениями мрака, и мастерство автора делает описываемые им невероятные события достаточно реальными для читателя. Крупнейшее произведение Лавкрафта — "Миры Стульху" — стало краеугольным камнем в основании целого субжанра — "horror" (попросту "ужастик"), вдохновило многих последователей, признавших писателя своим учителем.
В британский отряд основоположников фэнтези также входит трое писателей, тесно связанных дружескими и духовными узами. Это Клайв Стейплз Льюис, Чарльз Уильямс и Джон Рональд Руэл Толкин. Льюис вошел в историю прежде всего как создатель детской фэнтези, написав знаменитый цикл "Хроники Нарнии". Двигаясь в русле традиционной английской литературной сказки, он создал волшебный мир, в который попадают несколько детей из современной ему Англии, переживая ряд невероятных приключений. Романы Уильямса, насыщенные многочисленными философскими и религиозными мотивами, посвящены, как правило, борьбе людей за обладание некими магическими предметами, способными решить судьбу мира, будь то чаша Святого Грааля, корона царя Соломона или священные карты Таро. Но настоящей Библией фэнтези стал роман профессора англосаксонской литературы Оксфордского университета Толкина "Властелин Колец". Сага Толкина — эпическое, созданное на основе кельтского и североевропейского фольклора повествование о столкновении сил Света и Тьмы, решающую роль в котором сыграл маленький, забавный человечек-хоббит (от латинского homo/человек/ и английского - rabbit /кролик/), своеобразный символ "обычного" человека, несущего на плечах своих груз истории. Джон Толкин, будучи автором многочисленных научных работ, в надежде на дополнительный заработок, отправил в издательство повесть "Хоббит", сочиненную им для своих детей. Книга вышла в 1937 г. и имела немалый успех, причем не только у юношества. Пытаясь написать продолжение, Толкин засел за работу, которая растянулась более чем на 10 лет. После выхода в свет 1-го издания "Властелина Колец" (1954 г.) выяснилось, что в мире достаточно вполне взрослых людей, которым просто необходима подобная литература, и все новые издания Толкина, раскупаемые как горячие пирожки, подтверждали это. Ну и, как водится, раз появился спрос, то появилось и предложение. Теперь и другие авторы фэнтези стали желанными гостями литературных агентов. Так продолжается и по сей день. В иные годы фэнтези составляет до 60% всей издаваемой англоязычной фантастики.
А какой только фэнтези не существует... Эпическая "высокая" фэнтези, питаемая наследниками Толкина, отличается подчеркнутым вниманием к психологической достоверности событий, поступков и характеров героев, тщательностью в конструировании собственных миров. Авторы не только их подробно описывают, но и зачастую рисуют карты, составляют словари, выдумывают историю, зоологию, мифологию, язык и даже алфавит. Крупнейшими представителями основного потока эпической фэнтези являются: Урсула Ле Гуин, создавшая увлекательную тетралогию "Земноморье", насыщенную философско-психологическими элементами; Терри Брукс, автор бестселлера "Меч Шаннары" и его многочисленных продолжений и "Хроник Заземелья"; Тэд Уильямс — трилогия "Память, горе и тернии" ; Рэймонд Фэйст — многотомные "Хроники Мидкемии"; Роберт Джордан, чей цикл "Колесо Времени" — самое популярное фантастическое произведение Америки 90-х годов; Дэвид Эддингз, каждый новый роман которого становится в США общенациональным бестселлером (циклы "Эления", "Белгариад", "Маллореон", "Тамули") и многие-многие другие. К "дочерним" направлениям эпической фэнтези относится фольклорно-сказочный жанр, герои которого действуют в "псевдореальном" мире сказаний и мифов народов Земли — например, "Дети водяного" Пола Андерсона, где используются мотивы легенд южных славян; тетралогия "Король былого и грядущего" Теренса Уайта, блестящее переложение легенд о короле Артуре; пенталогия "Сага о Плоской Земле" Танит Ли, основанная на ассирийско-персидском фольклоре...
Героическая фэнтези, в отличие от других направлений, подкупающе проста. Здесь читатель не найдет сложных психологических коллизий, детальной проработки характеров, и даже зачастую элементарной логики событий. Судите сами, могучие волшебники, способные единым мановением руки смести с лица земли целые армии, пасуют перед героем-одиночкой, вооруженным только мечом да безграничной верой в свои силы. Кроме многочисленных опусов о Конане-варваре, на русском языке публиковались произведения о приключениях воина-колдуна Кэйна, вышедшего из-под пера Карла Эдварда Вагнера; о подвигах могучего северянина Брака, детища Джона Джейкса; доблестного Тонгора из Лемурии, "отпрыска" Лина Картера и Торира Рыжебородого Майка Резника. Все эти могучие бойцы смахивают друг на друга как сиамские близнецы, так как являются более-менее точной копией своего киммерийского прототипа.
Из более нестандартных авторов можно назвать Глена Кука и его цикл "Хроники Черного Отряда". Это история о группе наемных солдат, которые восстают против своей повелительницы — могущественной волшебницы. Проза Кука выделяется жесткостью и выразительностью, надолго завладевая душою читателя.
Майкл Муркок — один из лидеров т.н. "новой волны" англоязычной фантастики (60 — 70 гг.), также оставил заметный след в героической фэнтези. Он автор гигантского цикла "Вечный Победитель", включающего в себя несколько десятков романов и повестей, повествующих о бесконечной битве сил Порядка и Хаоса, протекающей во многих измерениях на протяжении тысячелетий. Этот запутанный сериал состоит из нескольких подциклов, объединенных фигурой главного героя, точнее его реинкарнациями (воплощениями), живущими в различные эпохи. У нас выходили "Хроники Хокмуна", "Хроники Корума", дилогия "Хроники Эрикёзе", "Хроники Эльрика". Язык Муркока необычен, его понимание затрудняет обилие каламбуров, метафор, пародийных и сатирических моментов, намеков, понятных посвященным. Поэтому, значительная часть переведенных на русский язык книг Муркока (особенно вышедших в начале 90-х гг.), являются скорее грубым пересказом чисто событийной стороны повествования и все еще ждут добросовестного издателя.
К лучшим образчикам жанра относятся также оригинальная, в чем-то пародийная, насыщенная "черным юмором" "Сага о Фафхрде и Сером Мышелове" классика американской фантастики Фрица Лейбера.
Детская фэнтези отличается особым сказочно-назидательным оттенком. Самым известным автором, бесспорно, является Элис Мэри Нортон, известная во всем мире под псевдонимом Андре Нортон. Ее первые книги появились еще в конце 50-х годов и продолжают выходить по сей день, несмотря на 80-летний возраст "бабушки фэнтези". Наибольшей популярностью пользуется ее цикл "Мир ведьм"
Из современных авторов популярны Патриция Маккилип (трилогия "Загадка звезд"), очень плодовитая Джейн Йолен (более 100 романов и повестей), Ллойд Александер ("Хроники Прайдена").
Философская фэнтези близка к традициям литературной сказки-притчи. Наиболее крупными авторами являются Мервин Пик (трилогия "Горменгаст"), Роберт Холдсток ("Лес Мифаго"), Джон Краули ("Маленький, большой"), Джеймс Блэйлок, Питер Бигль ("Последний единорог").
Юмористическая фэнтези в последние годы стала одним из популярнейших ответвлений жанра. Родоначальником был Л.Спрэг де Камп, написавший в начале 40-х гг. совместно с Ф.Прэттом трилогию "Недипломированный чародей", иронически повествующую о приключениях чародея-самоучки Гарольда Ши и его незадачливых друзей в разных мифологических мирах. Затем этот субжанр заметно увял, и его второе рождение состоялось только в конце 70-х — начале 80-х гг., когда появился, завоевав огромную популярность, ряд блистательных произведений Пирса Энтони (цикл "Ксанф", более 20 романов), Роберта Асприна (декалогия "Мифические истории"), и, наконец, Терри Прэтчетта (цикл "Плоский мир", более 20 романов, сделавшие автора "культовой" фигурой по обе стороны Атлантики).
Очень многолика историческая фэнтези. Здесь имеются книги, в которых на фоне реального исторического антуража происходят невероятные волшебные события (Тим Пауэрс — "Врата Анубиса", Челси К.Ярбро — цикл "Хроники графа Сен-Жермена"), или действие происходит в альтернативных мирах, где историческое развитие пошло иным путем (Орсон С. Кард — цикл "Хроники Эльвина", Гарри Гаррисон — трилогия "Молот и Крест"), или берется какое-либо реальное событие или личность (например, король Артур) и создается то, что вполне подходит под определение "исторического" романа, где магическое занимает весьма незначительное место (Мэри Стюарт — пенталогия "Хроники Мерлина", Мэрион З.Брэдли — "Туманы Авалона"), или пишется тщательно стилизованная псевдоистория, где все взаправду, но при этом абсолютно выдумано (Кэтрин Кертц — эпопея "Хроники Дерини") и т.д.
Достаточно много произведений относятся к т.н. научной фэнтези, в которой либо волшебные события разворачиваются на "технологическом" фоне (Майкл Суэнвик "Дочь железного дракона", Пирс Энтони — цикл "Адепт", П.Андерсон "Операция "Хаос"), либо имеют реальное объяснение (М.З.Брэдли — цикл "Дарковер", Джин Вулф — цикл "Книга Нового Солнца"), либо вообще не являются магией, хотя и выглядят таковыми (Энн Маккэффри — цикл "Перн", Роберт Сильверберг — эпопея "Маджипур").
И, наконец, есть книги, которые сложно однозначно классифицировать, так как они включают в себя слишком много элементов — классический пример, знаменитая декалогия Роджера Желязны "Хроники Амбера".
Невозможно рассказать обо всех направлениях, течениях, авторах современной зарубежной фэнтези. В последние годы появилось немало интересных произведения, изначально создаваемых на русском языке. Но это совсем другая история.