Люди и Эльфы (компиляция из писем).
Отрывок из письма # 153 Питеру Хастингсу, сентябрь 1954 г. (набросок)
Я уже говорил о биологических трудностях
брака между Эльфами и Людьми. Конечно, он
встречается в "волшебных историях" и
фолклоре, хотя не всегда имеет одну и ту же
смысловую нагрузку. Но я сделал его куда
более исключительным. Мне не кажется, что
"перевоплощение" как-то влияет на
проблему. А вот "бессмертие" (ограниченное
в моем мире жизнью Земли), несомненно,
влияет. Как и во многих волшебных историях.
В основной истории Лутиэни и Берена Лутиэни
было - как абсолютное исключение - позволено
лишиться "бессмертия" и стать "смертной"
- но когда Волк-Охранник Врат Ада убивает
Берена, Лутиэнь получает краткую отсрочку,
и они оба возвращаются в Средиземье "живыми"
- хотя и не смешиваясь с остальными людьми:
обратный вариант легенды об Орфее, но
исполненный Жалости, а не Безжалостности.
Туор женится на Идриль, дочери Тургона,
Короля Гондолина; при этом "предполагается"
(хотя и не говорится прямо), что он -
уникальное исключение - получает
ограниченное эльфийское "бессмертие":
исключение в некотором смысле оьбратное.
Эарендил - сын Туора и отец Элроса (Первого
Короля Нуменора) и Элронда, а их мать -
Элвинг, дочь Диора, сына Берена и Лутиэнь:
таким образом, проблема Полуэльфом
объединяется в одной линии. Смысл в том, что
Полуэльфы имеют возможность (неотвратимого)
выбора - который можно откладывать, но не
вечно - судьбы какого из родов разделить.
Элрос выбрал быть Королем, "долговечным",
но смертным, потому все его потомки смертны
и принадлежат к особо благородному народу с
увядающим долголетием; Арагорн был одним из
них (его жизнь, однако, была дольше жизни его
современников и превосходила ее вдвое, хоть
и не втрое, как изначально было у
Нуменорийцев). Элронд выбрал остаться с
Эльфами. Его сыновьям - хоть в их жилах текло
больше эльфийской крови, так как их матерью
была Келебриан, дочь Галадриэли - опять
надлежало сделать выбор. Арвен - не "перевоплощение"
Лутиэни (с точки зрения моего мифа это
невозможно, потому что Лутиэнь умерла как
смертная и покинула мир времени), а ее
потомок, очень похожий на нее взглядами,
характером и судьбой. Когда она выходит
замуж за Арагорна (их любовная история,
рассказаная в другом месте - здесь не
центральная; на нее лишь даны эпизодические
ссылки), то "делает выбор Лутиэни", и
потому горе ее расставания с Элрондом
особенно горько. Элронд уходит За Море. О
судьбе его сыновей, Элладана и Элрохира, не
рассказывается: они отложили свой выбор на
время.
[Отрывок из письма # 181 Майклу Страйту, январь-февраль 1956 г. (наброски)]
Конечно (этот факт - внешний по отношению к
моей истории), Эльфы и Люди - просто
различные аспекты Человеческого и отражают
проблему Смерти, как она видится личности
ограниченной, но добровольной и отдающей
себе отчет. В этом мифологическом мире
Эльфы и Люди родственны в своих воплощенных
формах, но в отношении их "духов" к миру
времени представляют различные "эксперименты",
в каждом из которых есть своя присущая ему
тенденция - и слабость. Эльфы представляют -
так, как это было - художественные,
эстетические и чисто научные аспекты
Селовеческой природы, но на более высоком
уровне, чем у реальных Людей. То есть: они
преданно любят физический мир и желают
наблюдать и понимать его для себя - как
другое (а именно, реальность, происхлдящую
от Бога в той же степени, что и они сами), а не
как материал для использования или основу
власти. У них также есть выдающийся "вторисно-творческий",
или художественный, дар. Они потому "бессмертны".
Не "вечны", но будут жить в сотворе нном
мире, покуда длится его история. "Убитые"
болезнью или разрушением их воплощенной
формы, они не уходят от времени, а остаются в
мире - развоплощенные или же рожденные
вновь. По мере того, как идут века за веками,
это становится тяжкой ношей, особенно в
мире, где существует злоба и разрушение (я
опустил мифологическую форму, которую в
этом сюжете принимает Злоба или Падение
Ангелов). Простые перемены как таковые - не
"злы": они представляют собой
развертываание истории, и избегать их -
противостоять замыслу Бога. Но слабость
Эльфов - в их печали по прошлому, в том, что
они потеряли волю к переменам: как если бы
человек, ненавидящий очень длинную все
продолжающуюся книгу, хотел остановиться
на любимой главе. Потому они до некоторой
степени пали на коварство Саурона: они
возжелали некоторой "власти" над
другими как они есть (что совершенно
отлично от искусства), чтьобы сделать
действенной их собственную волю к
сохранению: предотвратить перемены и
сохранять все вокруг свежим и прекрасным.
"Три Кольца" были "чисты", потому
что их предназначение было в ограниченном
смысле добрым; в него входило исцеление
нанесенного злобой вреда наравне с простым
предотвращением перемен; кроме того, эльфы
не желали подчинить себе волю других и
завладеть миром ради собственного
удовольствия. Но с падением "Власти"
все их слабые усилия сохранить прошлое
рассыпались в пыль. В Средиземье для них не
осталось ничего, кроме усталости. Потому
Элронд и Галадриэль ушли. Гэндалф - особый
случай. Он не был ни создателем, ни
перврначальным владельцем Кольца, но оно
было отдано ему Кирданом в помощь при
выполнении его задачи. Гэндалф, окончив
свои труды и выполнив данное ему поручение,
вернулся домой, в землю Валаров.
Уход за Море - не Смерть. Вся эта "мифология"
- эльфоцентрична. В соответствии с ней
настоящий Земной Рай, дом и царство Валаров,
существовал вначале как физическая часть
земли.
Ни в мифологии этой, ни в истории нет "воплощения"
Творца. Гэндалф был "сотворен", хотя,
возможно, он - дух, существовавший прежде в
физическом мире. Как "маг" он был
послан Валарами, или Правителями, помочь
разумным существам Средиземья
противостоять власти Саурона - власти,
слишком великой для них самих. Но, поскольку
с точки зрения этого сказания и мифологии
Власть - когда она завладевает или пытается
завладеть волей и мыслями других (кроме как
с их согласия) - есть зло, эти "маги"
были воплощены в жизненные формы
Средиземья и страдали потому и телом, и
разумом. И потому они были подвержены
опасности воплощенных - возможности "падения",
греха, если вам угодно. В основном это
проявлялось в них как нетерпение, ведущее к
желанию управлять другими ради достижения
собственных благих целей, а в конце концов -
неизбежно к желанию осуществлять
собственную волю любыми средствами.
Саруман поддался этому искушению. Гэндалф
не поддался. Но с падением Сарумана "добро"
было должно прилагать куда большие усилия,
проявлять куда большую самоотверженность.
Так Гэндалф встретил и перенес смерть; и он
вернулся назад (или, по его словам был
послан) с большею силой. И хотя кому-то эта
история может напомнить Евангелие, на самом
деле она не имеет с ним ничего общего.
Воплощение Бога бесконечно величественнее
всего, что я осмелюсь написать. Здесь я
сосредочился на Смерти как на части
физической и духовной природы Человека и на
Надежде без гарантий. Вот почему повесть об
Арагорне и Арвен кажется мне наиолее важным
из приложений; это - неотъемлимая часть
истории, хоть она и не могла быть помещена в
главное повествование без разрушения его
структуры; я планировал сделать его "хоббитоцентричным",
т.е. (первоначально) рассмотреть
облагораживание простоты.
[Ни один из набросков, из которых собран
этот текст, не был завершен.]
[Отрывки из письма # 131 Милтону Уолдмену, написанного, предположительно, в конце 1951 г.]
Следующий цикл имеет дело со Второй
Эпохой. На Земле это - темная эпоха, и мало ее
истории рассказано (и должно быть
рассказано). В великих битвах против
Первого Врага земля была разбита и
разрушена; Запад Средиземья опустел. Мы
узнаем, что Эльфам-Изгнанникам было если не
приказано, то настойчиво рекомендовано
вернуться на Запад и жить там в мире. Они
должны были жить постоянно не снова в
Валиноре, но на Одиноком Острове Эрессэа
вблизи Благословенного Царства. Люди Трех
Родов бывли награждены за доблесть и
преданность союзу: им было позволено жить
"западнее всех смертных", в "Атлантиде"
- великом острове Нуменоре. Эти божества,
конечно же, не могли лишить Нуменорийцев
смертности - рока, или дара Божьего - но они
даровали им великое долголетие. Они отплыли
из Средиземья, покинув его, и основали свое
королевство вблизи Эрессэа (но не Валинора).
[...]
Нуменорийцы могли видеть самою восточную
"бессмертную" землю, Эрессэа; как
единственные люди, говорившие по-эльфийски
(они выучили этот язык в дни их Союза) они
постоянной общались со своими древними
друзьями и союзниками - в благости ли
Эрессэа или в королевстве Гилгалада на
берегах Средиземья. Потому обликом и даже
образом мыслей они мало отличались от
Эльфов - но оставались при этом смертными,
хотя и были награждены втрое большей (или
даже более) продолжителностью жизни.
Награда эта - причина их падения - или способ
искушения. Их долгая жизнь способствовала
достижениям в искусстве и в мудрости, но
порождала собственническое отношение к ним;
пробуждалась жажда большего времени для
обладания. Частично предвидя это, божества
с самого начала наложили на Нуменорийцев
Запрет: им было запрещено плыть в Эрессэа и
вообще на запад. Во всех остальных
направлениях они были вольны плыть, куда
захотят. Они не должны были вступит на "бессмертные"
земли и быть там очарованы "бессмертием"
(внутри мира), что было бы против их закона -
особого рока, или дара Илуватара (Бога), и
чего их природа, на само-то деле, не могла
вынести.
Было три стадии их отпадения от благости.
Сначала покорность, свободное и
добровольное послушание, хотя и без
понимания. Затем долгое время они
подчинялись против воли, ропща все более и
более открыто. И, наконец, они восстали;
началась вражда между восставшими и людьми
Короля с одной стороны и преследуемым
ничтожным меньшинством Верных - с другой.
[...]
Наконец [...] Тар-Калион чувствует старость и
приближение смерти [...] и, построив
величайшую из всех армад, он отплывает на
Запад, нарушив Запрет и намереваясь силой
вырвать у божеств "вечную жизнь на кругах
мира". Столкнувшись с этим восстанием
ужасного безрассудства и богохульства и
также с реальной опасностью (управляемые
Сауроном Нуменорийцы могли преаратить в
руины сам Валинор) Валары сложили данную им
власть и воззвали к Богу и получили власть и
позволение действовать согласно
обстоятельствам; старый мир был разбит и
изменен. В море разверзлась бездна, и в ней
сгинул Тар-Калион с армадой. Сам Нуменор,
бывший на краю бездны, опрокинулся и исчез в
пучине во всем своем великолепии. После
этого на земле уже не было зримого
божественного или бессмертного жилища.
Валинор (Рай) и даже Эрессэа были удалены,
оставшись только в памяти. Люди, если хотят,
могут теперь плыть на Запад; они не
приближаются к Валинору, Благословенному
Царству, нео возвращаются с востока: ибо мир
стал круглым и конечным, а круг -
безысходным, и выйти из него можно лишь
смертью. Только "бессмертные" эльфы
могут все еще, если пожелают, устав от круга
мира, взойти на корабль и найти "прямой
путь", вернуться на древний, или Истинный,
Запад и жить там в мире.