Профессия-режиссёр
Когда новозеландский режиссёр Питер Джексон получил от студии New Line Cinema зелёный свет на постановку 270-милионного эпоса "Властелин Колец" по мотивам
знаменитой трилогии Дж. Р.Р. Толкиена, этот проект считался самым рискованным во всей истории Голливуда.
Майкл Флеминг:
Во время создания первого фильма на вас лежала огромная
ответственность. Ощущали ли вы то же самое во время работы над второй серией?
Питер Джексон:
Да, конечно. Я не имею права разочаровывать людей. Мы были очень тронуты тем, как хорошо приняли "Братство Кольца". Режиссёр всегда хочет снять фильм, который понравился бы зрителям на эмоциональном, инстинктивном уровне. Чтобы они не жалели о том, что пошли в кино.
В первом фильме вам нужно было ввести зрителя в мир Толкиена, познакомить со Средиземьем и всеми его персонажами. Главное достоинство этой ленты состоит в том, что в ней показано, как развиваются характеры персонажей в критические моменты их одиссеи, во время битв и погонь. А в чём сила второй серии?
Мы по-прежнему старались соблюдать баланс между развитием характеров и показом масштабных событий. Начальные полтора часа первого фильма были экспозицией, формированием команды добровольцев, которые основали братство кольца и отправились в незабываемое путешествие. Во второй серии мы включаемся в самую гущу действия, и сюжет становится намного динамичнее. Мы вводим новых героев, знакомим зрителей с культурой Rohan (в разных литературных переводах это название звучит как Ристания или Мустангрим- выбирайте, что вам больше нравится.- Примеч. переводчика), Горлум становится полноправным участником событий. В новом фильме много отличий от первой серии, и это замечательно: "Две Крепости" нельзя назвать калькой "Братства Кольца". Люди не смогут сказать: "Формула сработала в первой серии, и вот теперь они решили использовать её во второй раз".
Многие считают вторую серию намного мрачнее первой...
Да, потому что мы перемещаемся в чуть более реалистическую Вселенную. В первом фильме мы проводили много времени в буколических областях Средиземья- Хоббитании, Раздоле, лесу Лориэн. В новом фильме действие происходит в основном в Rohan (см. выше), мы показываем довольно реалистичную цивилизацию в стиле викингов. Поэтому в "Двух Крепостях" меньше "фэнтэзи",
меньше сказочности. Второй фильм гораздо больше похож на "Храброе сердце".
Готовите ли вы какие-нибудь новые сюрпризы для фанатов "Властелина Колец"?
Думаю, самым удивительным сюрпризом будут спецэффекты, которые мы использовали для создания Горлума.
На предварительном показе избранных сцен для СМИ Горлум произвёл самое сильное впечатление- настоящий упырь, совершенно не похожий на персонажей вроде Йоды. Все предыдущие
искусственные существа на его фоне кажутся куклами из латекса. Мы видим вены, мы видим даже поры на коже Горлума. До сих пор такого существа на экранах не было...
Мне тоже так кажется. Мы старались сделать Горлума лучшим
искусственным существом, какое вы когда-либо видели. И, кстати говоря, после просмотра для прессы я переделал большинство сцен с Горлумом, потому что нашёл способ сделать его ещё более достоверным. Причём мы сделали это не для того, чтобы похвастаться- вот, мол, какие мы молодцы! А потому, что Горлум- один из ключевых персонажей во второй части нашей истории.
Вы создали его образ, ориентируясь на реального актёра?
Да, образцом для нас был Энди Серкис, замечательный английский актёр, который стоял в кадре и подавал все реплики в сценах с Элайджей Вудом и Шоном Эстином. И создатели Горлума смотрели не на отметки на уровне глаз и не на теннисные мечи- они смотрели на актёра! Это вовсе не тот подход, к которому обычно прибегают при работе со спецэффектами в том случае, когда актёры остаются наедине с техникой.
Мы удалили Эндрю из кадра только через несколько месяцев, когда он воспроизвёл свою роль в студии, облепленный всякими датчиками, которые передавали компьютеру информацию о Горлуме. И когда мы записывали его голос, то включали и видеокамеру, чтобы Горлум, будучи компьютерным персонажем, всё-таки остался цельной личностью. А для этого нужно было, чтобы процесс создания персонажа полностью подчинялся актёру.
Кого ещё из актёров вы бы отметили?
Центр тяжести в "Двух Крепостях" смещается в сторону людей. "Братство Кольца" было в основном историей Фродо, потому что фильм начинался и заканчивался его приключениями. Но в конце первой серии братство
расщепляется на три группы. Мерри и Пиппина похитили орки. Леголас, Арагорн и гном Гимли отправляются в погоню. В "Двух Крепостях"- многослойная, прерывистая сюжетная структура, которая сильно отличается от плавной повествовательной линии первого фильма. Движущей силой сюжета становится Арагорн. Его странствия во второй части начинаются с его погони за орками, а затем Арагорн попадает в мир Rohan (см. выше) и приобщается к его культуре. Потом мы показываем битву в Хельмовом ущелье. У Фродо и Сэма достаточно много экранного времени с Горлумом, но их история носит скорее психологический характер.
Одно из самых интересных актёрских
решений- приглашение Вигго Мортенсена на
роль Арагорна. В своё время вы
рассматривали кандидатуру Стюарта
Таунсенда, но Арагорн- из тех героев,
которых обычно играет Рассел Кроу. Как вы
смогли угадать, что Вигго так здорово
подойдёт на роль?
В нём есть что-то неголливудское. Он- неголливудский герой, как и Рассел Кроу. Все герои делятся на
голливудских и неголливудских, и последние мне гораздо интереснее. Они не вписываются в классические каноны красоты, они могут ошибаться, страдать. Арагорн- человек, который не только сражается, но и думает. А в личности Вигго есть что-то мрачное, загадочное и непроницаемое. К тому же он очень умный человек и не любит говорить о себе. Многие считают, что делают мне комплимент, говоря, что наша трилогия сделает Вигго большой звездой. Обычно я киваю и улыбаюсь, потому что знаю: Вигго меньше всего хочется быть звездой. Ему совершенно неинтересна слава, его не прельщают роли в голливудских блокбастерах. Думаю, он предпочёл бы остаться дома, рисовать, писать стихи и радоваться жизни, нежели играть в голливудсие игры. Я очень уважаю в нём эту самодостаточность.
Когда вы пригласили Орландо Блума на роль
лучника Леголаса, он был практически
неизвестен. Сегодня он бысто поднимается
вверх по ступенькам славы. Что вы в нём
увидели?
Вообще-то он пробовался на роль Фарамира, который впервые появляется только в "Двух Крепостях". Мы решили взять его на роль Фарамира, но не сообщили ему об этом. Мы встречались со
множеством других актёров, чтобы найти исполнителя
роли Леголаса, и начинали уже испытывать беспокойство, потому что не видели никого, кто мог бы сыграть эту роль. Леголас должен быть красивее любого человека: он изящен, элегантен, отличается редким самообладанием. В нём должны быть все добродетели, присущие эльфам. Потом мы подумали: а почему бы не отдать эту роль Орландо? Ведь у него есть все эти качества. Мы перекрасили его в блондина и дали команду: "Вперёд!"
Самым спорным решением, вызвавшим вопли протеста у самых твердолобых фанатов Толкиена, стало приглашение Лив Тайлер на роль Арвен, принцессы эльфов, которая влюбляется в Арагорна. Возможно, такая реакция фанатов вызвана тем, что Лив, будучи дочерью Стивена Тайлера, выглядит слишком современно для героини "фэнтэзи". Но эта актриса сумела стать
существом не от мира сего, в её репликах вовсе не было современных интонаций. Она даже понизила регистр голоса. Как вы смогли предугадать, что она так здорово сыграет?
Дело в том, что я обычно живу в Новой Зеландии и не в курсе относительно новейших веяний американской молодёжной культуры. Я видел пару фильмов с участием Лив, но не знал, что её считают типичной современной героиней. Мне было
неизвестно, кто её отец, мне ничего не говорило имя Стивена Тайлера. Для меня было очевидно только одно: в Лив есть такие же качества, как и в Орландо. Она излучает особый свет. У неё восхитительное, незабываемое лицо, Она элегантна, грациозна. Я видел в ней только то, что есть на самом деле. И я рад, что ей
удалось преодолеть враждебность фанатов. Она повернула их лицом к своей героине. И нам не пришлось её дублировать. Её героине тысяча лет, хотя она выгляди как... как Лив Тайлер. Мы искали способ показать в ней мудрость тысячелетнего существа, и Лив сказала, что в таком случае её героине более всего подойдёт низкий голос. Она отлично воспроизвела хрипловатый голос Лорен Бэколл, и это сразу же помогло ей найти характер Арвен.
Почему вы пригласили Кейт Бланшетт на роль Галадриэль, правительницы Золотого Леса?
Галадриэль- персонаж-икона. Нам была нужна очень серьёзная хорошая актриса, способная привнести в свои сцены драматическую глубину. К тому же она должна была выглядеть как эльф- возвышенной и неземной. Все эти
качества указывали на Кейт. Она была нашим первым и последним вариантом.
Подобно Лив, Элайджа Вуд раскрылся в трилогии с совершенно неожиданной стороны...
С Элайджей нам невероятно повезло. Он сумел до нас достучаться. Мы начали поиски актёра в Великобритании в начале 1999 года. Мы были убеждены, что Фродо должен сыграть малоизвестный английский актёр. Мы посмотрели пробы более 150 человек и не нашли ни одного подходящего. Знаете, когда чувствуешь персонаж, то с первого взгляда видишь, подходит актёр или нет. И я знал, что Фродо к нам так и не пришёл. Затем мы получили запись с пробой Элайджи. У него не было сценария, поэтому он просто взял книгу, выбрал несколько сцен, пригласил приятеля с видеокамерой, одолжил у кого-то дешёвые "условно-сказочные" костюмы и снял несколько сцен у себя за домом. Он разыграл у себя перед камерой несколько монологов, и когда мы посмотрели плёнку, то пришли в восторг. Главное достоинство Элайджи, особенно ценное для роли Фродо,- это умение выражать сложнейшие эмоции одними глазами.
Толкиен отказывался говорить об историческом символизме своих произведений, о метафоричности кольца, об
интерпретациях поединка между добром и злом. Известно, что вы- большой поклонник истории и не могли пройти мимо параллелей с событиями Второй мировой войны и тем, что происходит в сегодняшнем мире. Ваша
интерпретация каким-то образом вписалась в фильм?
Мы анализировали тематику произведений Толкиена, но не стремились определить, чьим воплощением станет Саурон- Гитлера или Саддама Хускейна. Толкиена интересовали гораздо более глубокие проблемы- он размышляет о дружбе и желании пожертвовать собой ради спасения Родины, оказавшейся в страшной опасности. Всё это Толкиен пережил в окопах Первой мировой войны. Кроме того, одной из ключевых тем в "Двух Крепостях" стало противопоставление природы и машин. Толкиен был уверен, что опоздал родиться на сто лет. Он считал, что двигатель внутреннего сгорания- величайшее зло, придуманное человечеством. Он предпочёл бы жить в доиндустриальной Англии начала XIX века. Он ненавидел фабричные трубы, ненавидел автомобили и полагал, что они поработили человека и навязали ему неестественный и бессмысленный образ жизни.
Фонд Толкиена не пожелал иметь ничего общего с
экранизацией. Его представители хоть как-то отреагировали на "Братство Кольца"?
Нет. А ведь семейство Толкиена очень большое. Наследством управляют его дети, при этом главную роль играет Кристофер Толкиен. Мы с ним не контактируем. Я знаю, что они смотрели фильм, но о своём мнении они нам не сообщили. Но зато "семья Толкиена" в самом широком смысле этого слова, то есть его поклонники, оказали мне огромную поддержку.
С того момента, как "Братство Кольца" стало хитом, прошёл уже год. Изменилась ли за это время ваша жизнь? Я не удивлюсь, если окажется, что вы не купили себе даже пару ботинок, поскольку знаю, что вы предпочитаете ходить босиком.
Я действительно не купил себе новых ботинок. У меня есть две пары. Одна- парадная: я надеваю её на "Оскары" и прочие торжественные события. Вторая- на все остальные случаи жизни. Это спортивные ботинки, в них хорошо работать на съёмках. Им уже четыре года, они порвались и скоро развалятся. А дом мы с Фрэн купили пять лет назад. Недавно починили крышу- она жутко протекла. На остальное нет времени. Все эти годы мы занимались только "Властелином Колец".
Наверное, это ужасное напряжение- выдать три фильма за три года.
Это безостановочный конвейер. Три года назад мы получили зелёный свет, и с тех пор я постоянно живу с ощущением, что прокладываю рельсы перед идущим на полной скорости поездом. Один фильм- передо мной, один- позади меня. Приходится делать спецэффекты, накладывать музыку, переозвучивать какие-то куски- и всё одновременно. Закончил одно- сразу же хватаешься за другое, потому что поезд догоняет и уже подпирает твою задницу, и ты должен успеть проложить рельсы, прежде чем тебя раздавит. У меня нет времени даже на малейшую передышку. Я безумно завидую режиссёрам, которые могут позволить себе закончить фильм и взять на полгода перерыв. Или даже на год. Но я не жалуюсь. Я обожаю то, что делаю сейчас. С самого начала я работаю с одной и той же командой, и успех первого фильма стал для нас самой большой наградой на свете. Мы работали три или четыре года, не представляя себе что из этого выйдет и вдруг получили признание и одобрение всего мира. Когда актёры собрались во второй раз доснять кое-какие мелочи, это была одна из самых счастливых
встреч на моей памяти. Во время основного съёмочного периода мы чувствовали себя словно под домокловым мечом. Мы постоянно спрашивали себя, не станет ли наш проект провалом и смертным приговором для New Line Cinema.
Значит, вы всё время опасались катастрофы?
Эта мысль терзала меня каждый день. Но я старался не поддаваться страху, не позволял ему принимать за меня решения. На съёмках царила весёлая, хорошая атмосфера, мы часто развлекались и никогда не позволяли себе говорить о возможном провале. Конечно, меня постоянно посещала мысль: "А что если фильм провалится?" Но я отгонял её прочь, потому что жизнь слишком коротка, чтобы мучить себя подобными мыслями.
Трудно ли будет вам дистанцироваться от
"Властелина Колец" после того, как вы
закончите третий фильм "Возвращение
Короля"?
Да, конечно. Во время работы все мы стали друзьями. Я с нетерпением жду досъёмок, необходимых для "Возвращения Короля". Я знаю, что после того, как мы закончим эти дополнительные съёмки, я уже никогда больше не увижу Элайджу в парике и в муляжах мохнатых ног. Мы попрощаемся с Иеном МакКелленом, Вигго, Лив. Уверен, что буду плакать при прощании. Я терпеть не могу прощаться. За годы работы мы стали не просто друзьями- мы сроднились.
После огромного успеха первого фильма в Голливуде на вас огромный спрос. Всё это время вы были заняты, но вскоре станете свободным режиссёром. Вы думали о будущем? Не хотелось ли вам вплотную заняться проектом "Кинг-Конга", сценарий которого вы написали для Universal пару лет назад?
Чиновники с Universal разговаривали с нами на эту тему, и мне бы очень хотелось сделать этот фильм, но сейчас мы с Фрэн мечтаем снять что-нибудь малобюджетное. Мы сообщили Universal, что раньше 2006 года не будем заниматься крупнобюджетными проектами. В следующем году мы с Фрэн планируем начать работу над сценарием картины примерно такого же масштаба, как "Небесные создания". Это будет реалистическая история из жизни новозеландцев. Мы напишем сценарий, предложим его студиям, снимем в Новой Зеландии на малом бюджете. А через несколько лет можно будет говорить о Кинг-Конге или о каком-то другом крупнобюджетном фильме.
Ваш проект стал одним из самых убедительных аргументов в пользу создания лент с подобным масштабом за пределами Голливуда, в частности в Новой Зеландии. Вы ставили перед собой такую задачу, когда настаивали о съёмках трилогии у вас не родине?
Мне нравится жить в Новой Зеландии. Каждый раз, когда я снимаю картину, всю прибыль я вкладываю в создание нашего маленького волшебного мира. Один фильм позволил мне купить складское помещение, которое мы превратили в кинопавильон, другой- купить ещё один склад и превратить его в фабрику спецэффектов, ещё один- купить лабораторию и организовать студию для переозвучивания. Я всегда вкладывал все деньги в создание своей миниатюрной версии "Ранчо Скайуокреа". Фирма Джорджа Лукаса хороша тем, что на ней можно было бы снимать фильмы вдали от Голливуда. Я постарался устранить все причины, по которым мне приходилось снимать кино в Голливуде. То есть сделать так, чтобы можно было работать в Новой Зеландии в точно таких же условиях. Мне не хочется уезжать из этой страны, Голливуд же привлекает меня только тем, что там можно снимать хорошие фильмы. Но теперь это можно делать и в Новой Зеландии. Более того, я уверен, что нам удалось снять такое отличное кино только потому, что мы были далеко от Голливуда и нас никто не контролировал.
Журнал "Фильм", февраль 2003