Нандорин - язык Зеленых Эльфов

Во время долгого путешествия от Куивиэнен к морю некоторые из Эльфов Телери отказались пересекать вселяющие ужас Туманные горы. Они прервали марш к морю, по которому Ульмо перенес бы их в Валинор (Silm.3). На Квенья эти Эльфы позже стали называться Нандор (Nandor) - "Те, кто вернулся", хотя похоже, что никто из них в действительности не возвращался на восток. Они просто остались за Хитаэглиром (WJ:384). Ведомые Денетором (Denethor), некоторые из Нандор в конце концов вошли в Белерианд, хотя они и лишились корабля в Валинор на несколько тысячелетий. Они поселились в Оссирианде, переименовав эту область в Линдон, и Синдар стали называть их Зелеными Эльфами (Laegil, Laegelrim на Синдарине). Относительно связи между языками Зеленых и Серых Эльфов известно, что, "хотя диалекты Лесных Эльфов, когда они снова встретились со своими родственниками, настолько отдалились от Синдарина, что были едва понимаемы, потребовалось лишь небольшое изучение, чтобы обнаружить родство между ними, как языками Элдар" (UT:257). В WJ:385 подтверждается, что Синдар признавали Зеленых Эльфов "как родственный народ Линдарского происхождения (...), использующий язык, который, несмотря на огромные отличия, по-прежнему воспринимался как близкий их собственному". 

Однако, все, что известно о Нандорине - это около тридцати слов, большинство из которых найдены в "Этимологиях" (Etymologies, The Lost Road and Other Writings). По словам Толкина, "хотя сравнение Лесных диалектов с их собственным языком очень интересовало мудрецов, особенно мудрецов Нолдор, сегодня мало известно о Лесном Эльфийском. Лесные Эльфы не изобрели письменности, и те, кто научился этому искусству от Синдар, писали на Синдарине" (UT:257). 

Некоторые из Синдар, пришедших в королевство Трандуила, спасаясь после разрушения Дориата, приняли Нандорин и взяли себе имена, Нандоринские по форме и стилю, совсем как Нолдор, столетиями раньше изменившие свои Квенийские имена на Синдаринские. Эти Синдар "действительно хотели стать Лесным народом и вернуться, как они говорили, к простой жизни, которая была естественной для Эльфов до того, как приглашение Валар нарушило ее" (UT:259). Синдарин так или иначе проник в общины Лесных Эльфов: "к концу Третьей эпохи Лесные языки, вероятно, перестали употребляться в двух областях, влиятельных во время Войны Кольца - Лориэне и королевстве Трандуила в северном Темнолесье. От них осталось в записях только несколько слов, имен и названий" (UT:257). Только Нимродель могла говорить на Лесном языке даже после того, как он перестал употребляться в Лориэне (см. UT:241). В UT:252-253 высказывается предположение, что само название Лориэн (Lorien) могло происходить от Нандоринского Lorinand - "Долина Золота" - или даже более древнего Lindorinand - "Долина Певцов" (= Линдар, Телери). Согласно примечанию к Приложению F, не только Лориэн, но также названия Карас Галадон (Caras Galadhon), Амрот (Amroth) и имя Нимродель (Nimrodel), "вероятно, Нандоринского происхождения, приспособленные к Синдарину". 

О структуре Нандорина мы можем сказать совсем немного. Из нескольких известных нам слов можно извлечь очень мало грамматической информации. Образование мн.ч. при помощи умлаута, как в Синдарине, наблюдается в urc, мн.ч. yrc - Орк (в Синдарине orch, yrch). Этот умлаут должен был развиться независимо от Синдаринского по другую сторону Туманных гор (следы умлаута в Квенья и Телерине Амана, языках, развившихся из Общего Элдарина после отделения Нандор от остальных Элдар, отсутствуют). В слове Lindi, самоназвании Нандор, присутствует потомок древнего Протоэльфийского окончания мн.ч. -i. Является ли окончание -on в Caras Galadhon признаком родительного падежа мн.ч., идентичным соответствующему окончанию в Квенья? В этом случае Caras Galadhon имело бы правдоподобное значение *"Крепость деревьев". Слово Galadh (дерево) могло бы быть Синдаринским, но этот язык не имеет окончаний родительного падежа. 

Словарь с этимологическими заметками

Имена Нимродель (Nimrodel - "Госпожа Белой пещеры") и Амрот (Amroth "Поднимающийся"), вероятно, Нандоринского происхождения, но в примечании к Приложению F они названы "адаптированными к Синдарину" и могут в чем-то отличаться от своих исходных форм, поэтому они не включены в этот словарь. (См. UT:457, 245 относительно их значения.) Название Карас Галадон (Caras Galadhon) также является адаптированным и не включено в словарь, но слово caras, приведенное в UT:257, оставлено. В этимологических заметках Протоэльфийские формы, реконструированные самим Толкином, не обозначены звездочкой (*).

alm - вяз, вероятно, из *alma, образованного от основы ALAM - "вяз" (LR:348 - заметьте, что Квенийское alalme и Синдаринское lalf, очевидно, происходят от других форм). Зная другие Нандоринские формы, мы могли бы ожидать нечто вроде *ealm или *elm. 

beorn - человек, произошло от besno - "муж" (основа BER - жениться, LR:352), но "смешивалось с ber(n)o" - "храбрый человек, воин", произведенным от основы BER - "храбрый" (LR:352). Сдвиг e > eo очень странен и не имеет прямых аналогов, хотя можно сравнить его с изменением eo < i в meord - "мелкий дождь" (< Протоэльфийского mizde). Обычный конечный -o в Нандорине превратился в -a (см. golda), но здесь он просто утерян (должно быть *beorna). Ср. с meord, другим словом, где мы могли бы ожидать увидеть конечный -a (в этом случае из -e). Возможно, что конечные гласные исчезали в тех словах, которые в противном случае имели бы больше двух слогов. Сдвиг s > r в besno > beorn может быть приписан, главным образом, смешению с ber(n)o, но r < z встречается в meord < mizde. Возможно, s в besno сначала превратилось в z, а затем в r. Такие переходы распространены в Квенья. 

caras - "крепость, обнесенная рвом" (UT:257). Вероятно, сравнимо с Синдаринским ("Нолдоринским") caras - "город (построенный выше земли)", произведенным от основы KAR - "делать, создавать" (LR:362). Основное значение может быть просто "нечто созданное, сооружение" (ср. с Квенийским car - "здание, дом"). Конструкции "Основа - Гласный - Конечное -s" известны, сравните, например, основу SPAL и производную от нее форму SPALAS (LR:387). Следовательно, KAR легко могло иметь более длинную форму *KARAS. Синдаринское caras, очевидно, включает словообразовательное окончание -as. Хотя -as в основном использовалось для образования отглагольных существительных (как английское -ing), они часто могли принимать более конкретное значение. car-as, вероятно, можно сравнить с английским build-ing - здание. Нандоринское окончание может быть связано с Синдаринским. Еще одна возможность: это окончание -as может совпадать с собирательным окончанием, известным из слова Danas. Если предположить, что car означает "дом" (как в Квенья), то caras = "группа домов, деревня". Значение "крепость, обнесенная рвом" могло появиться позже, когда Нандор стали обносить свои деревни рвами. 

cogn - дуга, Протоэльфийская форма ku3na, произведена из KU3 - "дуга" (LR:365). Возможно, что ku3na первоначально было прилагательным "дугообразный", поскольку -na является преимущественно окончанием прилагательного.

cwenda - Эльф - сомнительное слово в свете последней толкиновской концепции Эльфийской лингвистической истории. В той ветви Элдарина, к которой принадлежал Нандорин, Протоэльфийское KW превратилось в P (WJ:375, ср.407, заметка 5). Это не было проблемой в более ранней концепции, в которой Даниан вышли из Нолдор, а не Телери (см. PM:76). В "развитом Нолдорине" слово cwenda, вероятно, лучше игнорировать. Простое исправление его на *penda вызвало бы конфликт со словом penda - "косой" (ср. WJ:375). В "Этимологиях" Толкин производит cwenda из kwenede - "эльф" (основа KWEN(ED) того же значения, LR:366; сдвиг исходного конечного -e > -a в Нандорине можно сравнить с образованием hrassa - "пропасть" из khrasse). Но позже Протоэльфийское слово, уступившее место Quende (Квенья), было реконструировано как kwende (WJ:360). Несомненного примера, показывающего, как исходный краткий конечный -e проявлялся в Нандорине, нет, поэтому мы не можем сказать, могло ли kwende превратиться в cwenda. 

Danas - Зеленые Эльфы, Нандор. В "Этимологиях" производится от основы DAN (LR:353), определенной как "элемент, встречающийся в именах Зеленых Эльфов", и сравниваемой с NDAN - "назад" (поскольку Нандор "вернулись назад" и не завершили путь к Морю). Сформировавшаяся точка зрения Толкина на происхождение названия Зеленых Эльфов (WJ:412) состоит в том, что основа dan- и ее усиленная форма ndan- в действительности имели одно значение: они были связаны с "обратным действием, уничтожающим или отменяющим результаты первоначального". Предполагалась исходная форма ndando - "тот, кто нарушает свои слова или решения". Однако выглядит неправдоподобным, что Нандор называли себя таким именем. Действительно, в WJ:385 Толкин говорит, что "этот народ по-прежнему называл себя старым родовым именем Lindai [= Квенийскому Lindar], которое в это время приняло в их языке форму Lindi". Возможно, Толкин отверг идею о том, что Нандор называли себя Danas. 

Окончание -as можно сравнить с Синдаринским классовым окончанием мн.ч. -ath. Действительно, Синдаринская ("Нолдоринская") форма Danath, очевидно, соответствует Danas (LR:353). 
dori- - земля в Lindorinan. Независимая форма слова может отличаться. Неясно, какой части составного слова Lindorinan может принадлежать i. В "Этимологиях" Элдаринские слова со значением "земля" производятся от основы NDOR - "жить, останавливаться, отдыхать, обитать" (LR:376). Нандоринское слово не приводится, но известно, что Синдаринское dor происходит от Протоэльфийского ndore. Заметьте, что позднее Толкин производил Элдаринские слова со значением "земля" от основы DORO - "высохший, жесткий, твердый" (WJ:413). Однако, этот более поздний источник подтверждает форму ndore в Протоэльфийском, возникшую, как думают теперь, при начальном обогащении d > nd. Эта форма определялась как "твердая, сухая земля как противопоставление воде или болоту", позднее появилось значение "земля в общем как противопоставление морю", и окончательно также "земля" как отдельная область "с более или менее определенными границами". То, что dori- действительно произошло от ndore, очень сомнительно (в Нандорине это скорее было бы *dora), но оно должно было образоваться от того же набора основ. 

dunna - черный. Может показаться, что это слово образовано от *dunna < DUN - "темный (цвет)" (LR:355), либо при помощи окончания прилагательного -na, либо при срединном усилении n > nn и добавлении более простого окончания прилагательного -a. Однако, другие Нандоринские слова, похоже, потеряли конечный -a, например, ealc - "лебедь" из alk-wa и (полностью аналогичный пример) cogn - "дуга" из ku3na. В -a в Нандорине превратилось Протоэльфийское -o (golda - "Нолдо" из ngolodo), поэтому dunna могло произойти от *dunno, хотя эта первичная форма скорее являлась существительным *"темный человек/вещь", поскольку -o и -no - окончания существительного, а не прилагательного. Конечно, в Нандорине исходное существительное могло превратиться в прилагательное, либо могло опять появиться окончание прилагательного -a, но все, что касается формы *dunna, по-прежнему является лучшей реконструкцией первичной формы. Слова dunna и scella порождают вопрос о том, был ли исходный конечный -a действительно сохранен в Нандорине как -a после двойных согласных (в отличие от сочетаний различных согласных). 

ealc - лебедь. Протоэльфийская форма alk-wa образована от основы ALAK - "шипящий" (LR:348). Форма alk-wa выглядит похожей на прилагательное (окончание -wa), поэтому Протоэльфийское слово, вероятно, имело то же значение, что и основа - "шипящий", а позднее стало использоваться как существительное "(некто) шипящий" и применяться к птице. Согласно поздней концепции Толкина, в Нандорине kw, скорее всего, превратилось в p, а не в c; см. cwenda. Превращение a > ea - это странный сдвиг, не имеющий прямых аналогов, хотя можно сравнить его с изменениями eo < i в meord, eo < e в beorn и ie < a в sciella. Возможно, нам следует думать, что плавные l и r вызывают такие изменения в предшествующих гласных, но тогда мы могли бы ожидать, например, *ealm вместо alm. 

edel - Элда, Высокий Эльф. Как утверждается в "Этимологиях", происходит от основы ELED (LR:356), определенной как "Звездный народ". Толкин отмечал, что в Дориатрине и Даниане употреблялась "транспонированная" форма, в которой согласные L и D были поменяны местами. В "Этимологиях", очевидно, имеется в виду развитие eleda (эта Протоэльфийская форма приведена в Letters:281) > edela > edel. Позднее Толкин реконструировал первичную форму Квенийского Elda как elda (WJ:360). Неясно, могла ли она превратиться в edel в Нандорине через перестановку -ld > -dl и появление гласной, разорвавшей это конечное сочетание согласных. 

В "Этимологиях" Толкин сначала привел Нандоринскую форму elda, а затем изменил ее. *Eleda не могло измениться в elda, так как конечный -a в Нандорине обычно терялся. 

[garma - волк из -3ARAM (LR:360, зачеркнуто)] Поскольку соответствующие слова в Квенья и "Нолдорине" (Синдарине) написаны как harma и araf (и отвергнуты вместе с garma), Протоэльфийская форма должна выглядеть как *3arama. Слово golda - "Нолдо" подтверждает, что в Нандорине второй из двух одинаковых гласных в смежных слогах сокращался. Однако другие примеры показывают, что конечный -a просто исчезал, а не переходил в -a (см., например, ealc). 

golda - Нолдо. Первичная форма Квенийского Noldo (а, следовательно, и Нандоринского golda) дана в WJ:364, 380 как ngolodo. Этот пример - единственный, который показывает, что в Нандорине, как и в Квенья (но не в Синдарине), второй из двух одинаковых гласных в смежных слогах сокращался. Также это слово является единственным ясным примером изменения конечного -o в -a. Форма golda также предполагает, что в Нандорине, как и в Синдарине, исходные начальные назальные взрывные ng, nd, mb были упрощены в g, *d, *b, хотя примеры *d и *b отсутствуют в небольшом списке известных нам Нандоринских слов. Исходные основы приведены в LR:377: NGOL - "мудрый" и расширенная форма NGOLOD - "один из мудрого народа". Ngolodo образовано от NGOL при помощи omataina (гласной, присоединяемой к основе), суффикса D и окончания существительного -o (часто имеющего значение мужского рода или источника действия), либо при помощи более длинного окончания того же значения -do, присоединенного к omataina-форме основы NGOL (ngolo-). 

hrassa - пропасть. Известна Протоэльфийская форма khrasse, образованная от основы KHARAS (LR:363), которая не определена, но сравнивается с основой KARAK - "острый клык, шип, зуб" (LR:362). В форме khrasse потерян безударный гласный основы, что часто встречается в первичных формах (ср., например, с d'rak - "волк" из DARAK-); окончание -e известно в нескольких словах, обозначающих неодушевленные объекты (хотя это также и окончание женского рода). Дублирование конечного s известно в слове lasse - "лист" из LAS1 (LR:367). hr - единственный пример того, как изменилось в Нандорине Протоэльфийское khr. hr, несомненно, обозначает глухой r, как и в познем толкиновском написании слов в Квенья (например, hroa - "тело"). Протоэльфийское -e в Нандорине превратилось в -a (ср. с cwenda из kwenede). 

Lindi - самоназвание Нандор, соответствует Квенийскому Lindar (Телери) (WJ:385). Вероятная форма ед.ч. - *lind, возможно, входила в имя Lindorinan. Считается, что эта форма происходит от более древнего кланового имени Lindai (WJ:385), или, на самой древней стадии, Lindai (WJ:378). Слово Linda первоначально было названием представителя Третьего клана Эльфов, среди Элдар также называемого Teleri. Нандор вышли из этой ветви народов Элдар. В WJ:382 говорится, что Linda образовано от основы LIN, основное значение которой - "издавать мелодичный или приятный звук", при помощи срединного укрепления и добавления окончания прилагательного -a. Похоже, что это слово изначально было прилагательным, но позже стало применяться к Третьему клану Эльфов и, в итоге, стало использоваться как существительное, напоминая о их любви к пению (заметьте, что Толкин переводил название Lindorinan как "Долина Страны Певцов", UT:253). Нандоринское Lindi является единственным из немногих известных нам слов Зеленых Эльфов, в котором проявляется прямой потомок Протоэльфийского окончания -i, тогда как другая точно известная Нандоринская форма мн.ч. образована при помощи умлаута (перегласовки): urc ("орк") - мн.ч. yrc. Возможно, окончание -i сохранялось у слов, имеющих в основе гласный i. (Этот гласный уже был идентичен звуку, который появлялся при умлауте, поэтому ассимиляция была невозможна.) Следовательно, формы единственного и множественного числа могли быть одинаковы, если окончание мн.ч. -i было отброшено, как в yrc. (простое объяснение из "реального мира": мысли Толкина о Нандорине изменились за за тридцать лет, отделяющих источник, в котором встречается слово yrc, от источника, давшего нам Lindi.) 

Lindon - область в восточном Белерианде, где поселились Зеленые Эльфы, первоначально называемая Ossiriand (WJ:385). В "Этимологиях" говорится, что Lindon - слово из Илкорина (Ilkorin - язык Телери в первоначальной лингвистической системе Толкина), образованное от Lindan-d (LR:369, LIN2) и определяемое как "музыкальная страна" ("из-за воды и птиц"). Однако, согласно окончательной концепции Эльфийских языков, название Lindon представляет первичное Lindana (WJ:385), явно состоящее из Linda ("Линда, Эльф из Третьего клана") и хорошо известного окончания прилагательного -na. Следовательно, Lindana означает просто "[Страна] Линдар", "Линдарская [страна]". Интересно, что это Нандоринское слово, взятое из гораздо более позднего, чем "Этимологии", источника, подтверждает потерю Протоэльфийского конечного -a, встречающуюся во многих словах из "Этимологий". Lindon из Lindana - это также наш единственный пример того, что в Нандорине срединное a превратилось в o. (Ср. с Дориатрином, в котором Протоэльфийское срединное a перешло в o.) 

Lindorinand - "Долина Страны Певцов (= Линдар, Телери)", "Lorien" (UT:253). Очевидно, состоит из lind- ("певец, Линда" - ср. с формой мн.ч. Lindi выше), dori- ("земля, страна" - незаисимая форма может отличаться, см. dori-) и nand ("долина"). 

Lorinand - "Долина Золота (золотого света)", "Lorien". Измененное Lindorinand (UT:252-253). Видимо, в Нандорине lori- (независимая форма может слегка отличаться) означает "золото, золотой свет". Очевидно, lori- происходит от основы LAWAR (LR:368) с точно таким же значением, в "Этимологиях" приведена Протоэльфийская форма laure. Это слово свидетельствует о произошедшем в Нандорине сдвиге au > o. (Однако, следовало бы ожидать, что конечный гласный laure в Нандорине превратится в -a; ср. hrassa из khrasse. Возможно, что lori- скорее представляет прилагательное цвета *lauri. Если это так, конечный -i может сохраняться только перед окончаниями и в составных словах, а независимая форма будет выглядеть как *lor.) 

lygn - бледный. Протоэльфийская форма lugni ("синий"), возможно, образована от основы LUG1 (LR:370, не определена) при помощи окончания -ni (больше нигде не встречается, хотя окончание -i встречается во многих прилагательных, обозначающих цвет). Окончание -i является причиной умлаута u > y; сравните с yrc - мн.ч. от urc ("орк"). То, что Протоэльфийский конечный краткий -i был способен послужить причиной такого умлаута на стадии Общего Элдарина, до некоторой степени удивительно, поскольку в Протоэльфийском на этой стадии lugni должно было бы превратиться *lugne, а конечный -e вряд ли мог вызвать умлаут. Возможно, нам следует считать, что изменение конечного -i в Общем Элдарине произошло сравнительно поздно, после того, как Элдар пересекли Хитаэглир и расстались с Нандор? 

meord - мелкий дождь. Протоэльфийская форма mizde образована от основы MIZD (LR:373), которая не была определена, хотя Кристофер Толкин, несомненно, прав в том, что основы MISK (дающая слова со значением "влажный") и MITH (дающая слова со значением "влажный туман" и "серый"), скорее всего, связаны с MIZD. Окончание -e в mizde в данном случае, похоже, указывает на вещество. Несмотря на то, что конечный -e в языке Зеленых Эльфов иногда превращается в -a, здесь он потерян (см. beorn). Это слово демонстрирует переход i в eo. 

nand - долина в Lindorinand, Lorinand. Хотя это слово не приведено в "Этимологиях", очевидно, что оно образовано от основы NAD (LR:374) и, следовательно, близко родственно подобному Дориатринскому слову nand - "поле, долина". Соответствующее Квенийское слово nanda (означающее "заливной луг") указывает на Протоэльфийскую форму *nanda; как и в большинстве случаев, конечный -a в Нандорине потерян. 

scella, sciella - тень, завеса. Протоэльфийская форма skalna образована от основы SKAL1 - "защищать, скрывать [от света]" (LR:386). Поскольку -na - это окончание прилагательного, часто приобретающее значение страдательного причастия, skalna должно означать "защищенный, скрытый [от света])". В Нандорине оно стало существительным "тень, завеса". Слово scella, sciella говорит нам, что ln в Нандорине ассимилировалось в ll, и, как и в dunna, spenna, Протоэльфийский конечный -a, обычно теряющийся, сохранился как -a после двойного согласного. Сдвиг a > e в skalna > scella аналогичен подобному сдвигу *spanna > spenna. Однако, такой сдвиг не всегда происходил перед двойным согласным (hrassa, а не *hressa, из khrasse). Возможно, e могло в дальнейшем распасться в ie, поскольку слово scella имело альтернативную форму sciella.

Hosted by uCoz